Микалоюс Константинас Чюрлёнис - известный литовский художник и композитор, родился в 1875 году в литовском городе Варена, вырос в Друскининкае, в семье органиста. Путь профессионального музыканта Чюрлёнис начал в музыкальной школе князя Николая Огинского в г. Плунге, где играл на скрипке в придворном оркестре (1889-1893). В Варшавском музыкальном училище (1894-1899) сперва обучался игре на фортепьяно у Т.Брзезицкого и А.Сигетинского, позже посещал и закончил класс композиции у З.Носковского. В 1901-1902 гг. учился в Лейпцигской консерватории (изучал контрапункт у С.Ядассона и теорию композиции у К.Рейнеке).
Завершив учебу, работал как частный учитель музыки и принялся изучать искусство. В Варшаве Чюрлёнис посещал курсы живописи у Й.Каузика, а в 1904-1906 гг. - Варшавскую художественную школу. К тому времени как композитор и дирижер хора Чюрлёнис втянулся в движение возрождения Литвы, и, кроме прочего, аранжировал литовские народные песни.
Первые листы Чюрлениса незатейливы: это маленькие деревенские пейзажи со свинцово-серым небом., избушками, заснеженными холмами и темными стволами деревьев. Они сделаны по рисункам с натуры. Позже в натурные мотивы все сильнее вторгается воображение художника. Облака приобретают сложные антропоморфные очертания. Облака сталкиваются в напряженной борьбе ("Роща"), несутся в стремительном полете ("Контрфорс") или толпой молящихся вздымаются от земли к небу, ритмически повторяя формы сгрудившихся у деревенской колокольни деревьев ("Колокольня"). От объективной спокойной фиксации пейзажа - к драматизации природы - таков путь Чюрлениса.
С
В 1907-1909 гг. Чюрлёнис жил в Литве, а также в Санкт-Петербурге. В Вильнюсе он активно участвовал в культурной жизни литовцев, был одним из основателей и руководителей Общества искусства Литвы, устраивал выставки, концертировал, публиковал статьи по вопросам искусства. В Санкт-Петербурге у него завязался прочный контакт с кружком Александра Бенуа в Русском художественном обществе, который позже переродился в сообщество "Мир искусства". К тому времени Чюрлёнисом уже были созданы наиболее известные его циклы картин - "Сонаты", состоящие из частей Allegro, Andante, Scherzo и Finale, а также "Прелюды и фуги".
"Просто невозможно выразить, как я взволнован этим поистине магическим искусством, которое обогатило не только живопись, но и расширило наш кругозор в области полифонии и музыкальной ритмики. Каким плодотворным могло бы быть развитие этого открытия в живописи больших пространств, в монументальной фреске! Это новый духовный континент, и его Христофором Колумбом, несомненно, останется Чюрленис!", - так оценивал самобытный талант автора музыкальной живописи один из крупнейших писателей нашего века Ромен Роллан.
Образы Чюрлениса были одним из истоков поэмы Эдуардаса Межелайтиса "Человек". Неоднократно возвращаясь к его творчеству, Межелайтис создал и философско-поэтически цикл "Мир Чюрлениса", пронизанный желанием понять художника. Отдать дань новатору в искусстве и "пророку космического века": "...если правда, что благодаря пылающему горячечному мозгу гениев народы и времена прозревают свое будущее и тогда рвутся к нему, то Чюрленис был для своего народа именно таким художником, был предтечей, возвещенным из грядущей космической эры".