Реконструкция аэропорта «Рига» обойдется в 200 млн. латов. Но зарабатывать на ремонт предприятие будет самостоятельно. За счет коммерческой деятельности. Большая стройка уже началась. В эксплуатацию сдан обновленный и расширенный терминал. На очереди — возведение еще одного современного терминала на месте нынешней автостоянки. В марте заложат фундамент первой гостиницы. Завершение реконструкции намечено на 2011 год. К этому времени аэропорт будет не узнать. А пока придется потесниться... — Нынешний терминал рассчитан на 2,5 миллиона человек. Сегодня у нас уже 3,2 миллиона... Еще до окончания реконструкции, к 2010 году, мы ожидаем еще в два раза больше пассажиров. Места катастрофически не хватает. Поэтому чтобы не создавать неудобства путешествующим, мы решили построить два временных здания — одно для регистрации (при въезде в аэропорт, на месте березовой рощи. — Прим. авт. ) , второе — для обработки багажа. Оба будут соединяться с нынешним терминалом коридором. — Сохранится ли нынешний терминал? Шли слухи, что его снесут... — Мы просто поднимем его на уровень выше и соединим с новым терминалом, что построим напротив. В будущем планируем полностью отдать историческое здание аэропорта под неавиационные и коммерческие нужды: магазины, рестораны, места отдыха. Мы хотим сконцентрироваться на этой статье доходов, которой, как я считаю, раньше не уделялось достаточного внимания. Такая политика помогла нам в прошлом году увеличить прибыль этой части на 70 процентов, она составила около 30 процентов дохода всего аэропорта. И это не предел. Люди любят совершить шоппинг перед рейсом — это мировая тенденция. И ее надо использовать. Многие эксперты считают, что в будущем пассажирские перевозки вообще могут стать бесплатными. Ведь авиакомпании приводят в магазины покупателей. Многие дискаунтеры уже сегодня имеют договоры с гостиницами, прокатом автомобилей в больших городах и получают с этого проценты, за счет чего могут еще больше снижать цены. — Кто занимается разработкой концепции аэропорта? — В Латвии вообще нет профессиональных планировщиков авиационной коммерции. В этой сфере есть свои нюансы, специфика и философия: как расположить магазины, что должно находиться ближе к входу, а что к выходу... Нас будут консультировать признанные в мире специалисты из американского Университета Крэнфилд. Генплан самого аэропорта на ближайшие 30-50 лет разрабатывает местное архитектурное бюро Arhis совместно с норвежской компанией Avia Plan. Важно предусмотреть все на будущее, чтобы потом не пришлось строить еще один аэропорт, как это произошло во многих странах Европы. — Каких нововведений можно ждать от аэропорта? — Вместе с «Латвийской железной дорогой» мы работаем над новой веткой, которую проведем прямо к терминалу. Новая станция может появиться уже в 2012-14 году. Более далекая перспектива — трамвай. Для удобного подъезда к аэропорту планируется построить три новых виадука и двухуровневый перекресток. — Во многих аэропортах мира есть свои музеи, галереи и даже казино. А мы чем будем развлекать туристов? — Тем же. На месте нынешнего сортировочного цеха почты (более 20 га) мы построим бизнес-парк: несколько гостиниц, бары, рестораны, выставочные центры. Строительство первого отеля начнется в марте. Еще одна гостиница разместится прямо в здании терминала. Появятся и развлекательные центры с кинотеатрами. С казино мы еще не решили — нужно ли оно нам.
Рига — транзитный центр Азии — К 2010 году вы запланировали прием шести миллионов пассажиров, в 2013-15 году — 10 миллионов. Как собираетесь их привлекать? Латвия стала не самой дешевой страной Европы. — Наша цель — 20-30 миллионов пассажиров в год! Это наше светлое будущее, сравнимое с построением коммунистического общества в свое время. Хотя сегодня не могу назвать год, когда это случится. Будем строить бизнес-центры и развивать бизнес-туризм, проводить конференции, конгрессы, которые сегодня очень популярны во всей Европе. С каждым годом у нас будет появляться все больше и больше новых направлений и авиакомпаний. — Какие новые направления запланированы на ближайшее будущее? — До мая появится 16 новых направлений — Кишинев, Вентспилс, Ереван, Ницца и т. д. Со 2 мая в Ригу приходит новая авиакомпания-дискаунтер (эконом-класса) Germanwings. Первые рейсы — в Кельн. В этом году собираемся удлинить взлетную полосу до 3,2 км. Это значит, что в рижском аэропорту сможет приземляться любой тип самолетов. Мы станем ближайшим к Азии европейским аэропортом, который сможет обслуживать интерконтинентальные рейсы. Автоматически мы станем транзитной точкой для перелета в азиатские страны. Сейчас ведем переговоры с китайскими перевозчиками о рейсе в Пекин, с японскими — о Токио. Возможно, появится еще один город США. Пока не могу сказать какой, но более теплый, чем Нью-Йорк. Ведем переговоры с easyJet о еще двух направлениях.
Между рейсами — в бассейн — В прошлом году много говорили о строительстве новой базы для самолетов компании Ryanair. После чего Рига может стать оплотом этого гиганта-дискаунтера в Восточной Европе... — Это решенный вопрос. Кстати, стоянка только одного «боинга» этой авиакомпании на рижской базе даст нам около полутора миллионов дополнительных пассажиров в год. — Как обстоят дела в Латвии с частными самолетами? — В неделю я получаю пять-шесть предложений по базированию и обслуживанию частной авиации в Риге. В основном это компании стран СНГ. Обслуживаться у нас им очень выгодно — нет таможенных пошлин на запчасти. Для частной авиации мы выделим отдельную территорию с новым VIP-залом, бассейном и другими удобствами. Свободного места хватает — мы задействуем землю самоуправления в сторону Юрмальского шоссе. Это вопрос почти решенный. В итоге аэропорт разрастется на 500 га.
«Зарабатывать будем сами!» — Расширение аэропорта обойдется примерно в 200 млн. латов. На чьи деньги строите? — Деньги на реконструкцию планируем зарабатывать сами, сотрудничая с частными компаниями. Хоть аэропорт и принадлежит государству (по закону его нельзя приватизировать), мы работаем как любое другое коммерческое предприятие и сами себя обеспечиваем. Деньги из казны получаем только за госфункции, которые выполняем. — Зарубежных инвесторов интересует латвийский рынок? — Недавно мы участвовали в большом авиафоруме в Стамбуле. Интерес со стороны международных финансовых корпораций, банков, строительных компаний был огромен. Ассоциация международных перевозок сделала по своей инициативе и на свои деньги исследование нашего рынка, которое показало, что в ближайшие четыре года наш аэропорт станет самым быстрорастущим в мире! За нами останутся Россия и Китай. — Будут ли развиваться региональные аэропорты? — Да, хотя особых прибылей мы не ждем. Это инструмент, который может поднять уровень жизни в регионах. Из госбюджета выделено около 20 млн. евро на развитие аэропорта в Даугавпилсе. Лиепайский уже успешен. Он собирает много клиентов из Литвы. Рейсы Рига — Лиепая — Копенгаген и Рига — Лиепая — Гамбург давно оправдали себя.
В аэропорту появятся: * Новый терминал. Старый поднимут на уровень выше и присоединят. * Удлинят взлетную полосу. Она сможет принимать любой интерконтинентальный рейс. * Железнодорожная станция рядом с терминалом. * В отдаленной перспективе — трамвай. * Три новых виадука и двухуровневый перекресток. * Для удобного подъезда к терминалу. * Несколько гостиниц, бары, рестораны, выставочные и развлекательные центры. * Конференц-залы для бизнес-туристов. * Новая VIP-зона с бассейном и всеми удобствами. * Крупная база авиакомпании Ryanair, благодаря которой Латвия станет оплотом дискаунтера в Восточной Европе.