В недалеком будущем в Рижском заливе могут быть построены искусственные острова, которые станут защищать береговую линию от размывания. Проект изобретателя Леонида Хандурина "Конструирование и строительство прибрежных островов для сопутствующей защиты береговой линии от размыва и эрозии" уже заинтересовал и ученых, и инвесторов. В чем его суть? — Как известно, береговая черта в Юрмале постепенно, сантиметр за сантиметром, отступает в сторону города, рассказывает нам Леонид Хандурин. — Если Рига хотя бы частично защищена берегоукрепительными устройствами, то Юрмала выходит к морю пляжами и дюнами, которые при мощной нагонной воде разрушаются и смываются в море. Самое опасное место на курорте — между Дубулты и Майори, где Лиелупе и море разделяет небольшой клочок суши.
Фактически, при существующих системах канализаций и дренажей река с морем уже соединены. А если соединятся две нагонные волны — с Лиелупе и моря при сильном шторме на море, наводнении в Лиелупе, они сметут все с этого клочка суши, а река проложит новый путь к морю через улицы Майори или Дубулты. Ширину такого русла трудно даже предсказать. 10 метров, 50, 200 — неизвестно. Ясно, что Юрмала будет разделена на две части, лучшая часть города может оказаться островом, а сообщение с населенными пунктами далее Дубулты придется осуществлять вкруговую. Или строить новые мосты через Лиелупе. Самое интересное, что на этом опаснейшем участке находятся и юрмальская резиденция президента Латвии, и Юрмальская дума.
— И что, они не знают о потенциальной угрозе? — Мои попытки отыскать следы мероприятий по предупреждению подобных сценариев не увенчались успехом. Оптимисты считают, что такое в принципе невозможно. Говорят, что река укреплена со стороны железной дороги. Однако такие укрепления вода рушит как спички. Были прецеденты. 250 лет назад Лиелупе уже показала характер и проложила новый путь к морю — так появилась Булльупе. Существует лишь один способ предотвратить новый прорыв — защитить береговую кромку Юрмалы от прямых ударов волн. В начале 2000 года мы вместе с коллегами разработали первый проект — строительство 30–километровой дамбы от Даугавгривы до Рагациемса. Нечто подобное существует в Голландии. Однако проект был очень дорогим, первоначальные расходы — около 2 миллиардов евро. Так что в Юрмальской думе к нему отнеслись скептически. И мы разработали другой проект — строительство искусственных островов. Его стоимость в десятки раз меньше первого. Острова в Рижском заливе стали бы экологической защитой берега Юрмалы. — Каким образом? — Если на самом узком участке со стороны моря, с ветровой части, построить острова, то между островом и берегом возникает "волновая тень", меняющая естественный режим перемещения наносов, образуется коса, и сам берег утолщается. Можно построить небольшой архипелаг из четырех–пяти островов. Получится как бы сетка, о которую будет разбиваться набегающая волна. Намытые острова увеличивают и береговую кромку. А значит, увеличивается длина берега. — А не проще ли укрепить сам берег? — Представьте в дюнной зоне какие–то молы, дамбы и т. д. Это уже будет не юрмальский берег, а непонятно что. Лучше создать "островной арьергард" в море, а дюнную зону оставить такой, какая она есть. — На войне арьергард первым принимает удар и нередко погибает. Не случится ли то же самое с островами? — Строительство рассчитывается с учетом силы нагонной волны. Над водой острова будут возвышаться как минимум на шесть метров. Они должны быть спроектированы под определенную волну: чтобы берег не размывался, а как бы облизывался волной. — И как далеко от берега их надо строить? — Есть несколько вариантов — от километра до пяти. Ни на что, кроме толщины намыва земли, это не влияет. Есть проект строительства длиной 800 метров и шириной 200, другой — 1600 на 400 метров. Острова будут с уступом, чтобы со стороны берега можно было оборудовать бухту для яхт. Глубина, на которой их будут строить, от 16 до 22 метров. — А сколько их нужно? — Важно построить хотя бы один остров на самом опасном направлении — ближе к Дубулты. Сейчас главная задача — убедить руководство города, что это жизненно важно для Юрмалы. — Сколько времени могло бы занять строительство? — Не более года и трех месяцев. — В Европе уже есть подобные примеры? — В мире спроектировано 70 островов, 12 комплексов построено. Россия к зимней Олимпиаде тоже начала строить остров напротив Сочи. — Чтобы защитить берег? — Нет, чтобы разместить спортсменов, гостей. Через полтора года эти острова должны быть готовы, а через три их начнут обживать. Кстати, теоретические основы строительства островов были разработаны еще в советское время в научно–исследовательском институте в Адлере. Исследования по защите песчано–галечных пляжей, проводимые на Черноморском побережье, показали, что без помощи со стороны человека не только будут разрушены пляжи, но и море отвоюет у берега огромные территории. Есть намытые острова и в Израиле, в Тель–Авиве. Они защищают набережную. Там, правда, нет нагонной волны, но есть штормовые удары. Между прочим, если бы в Новом Орлеане были бы подобные острова, они уменьшили бы удар волны и дали людям возможность уйти от урагана. — Из какого материала нужно строить юрмальские острова? — Для малых островов можно использовать часть придонного песка, строительные отходы. Существуют апробированные технологии — специальные объемы засыпают песком, цементом. Пока же строительный мусор из Юрмалы просто вывозится на свалки. — А как с экологией? Все–таки отходы есть отходы. — Если это чистый строительный материал того же региона, без ядовитых, горюче–смазочных материалов, то никаких проблем не будет. Экологи, наоборот, должны ратовать за такие острова. Ведь намытый остров увеличивает береговую кромку. А это дополнительные места обитания для молюсков, рыб, птичьих гнезд. Можно построить и один–два островка–спутника. На них поставить ветроэнергетику. — Сколько же стоит такой проект? — Инвесторы уже обещают первый вклад в строительство — порядка 35 миллионов евро, дальше вложения удвоятся. В целом речь идет о сумме в 50–100 миллионов евро. — А инвесторам зачем все это? Чтобы защитить юрмальскую недвижимость? — Недвижимость они получат как раз на этих островах. Там тоже, как и в Сочи, можно будет возводить отели, рестораны — появится новая курортная зона. Если сейчас в Юрмале квадратный метр земли стоит порядка 1000 евро, то продать недвижимость на островах можно будет в 5–10 раз дороже. В любом случае, вложения окупятся с лихвой. — Когда реально могли бы начаться работы? — При самом благоприятном исходе — через полгода после согласований. Главное — решиться на это.
Гунтис Эберхардс, профессор ЛУ, доктор географических наук, специалист в области береговой эрозии: — Хандурин прав, утверждая, что морской берег в серьезной опасности и нуждается в укреплении. Основная причина, по которой это до сих пор не сделано, финансовая, а также связанная с вопросами земельной собственности, а не технологическая. И насколько я знаю, недавно архитекторами разработан проект укрепления юрмальского побережья. Что касается возможного прорыва Лиелупе по новому руслу — то, по–моему, это невозможно. Участок реки от Дубулты до Майори укреплен. Да, 250 лет назад такое случилось, но тогда рельеф местности был совершенно другой — гораздо ниже по отношению к уровню моря.
Марис Олте, ихтиолог: — Идея хороша в том смысле, что появится дополнительное место для нереста рыб. У нас таких мест в Латвии не так уж много. А тут, поскольку острова будут построены на каменном основании, заведутся водоросли — рыбу такие места очень привлекают. Кстати, таких мест вообще не хватает — не только у нас. Так что в мире они нередко создаются искусственно. Другое дело, что строительные отходы все же не лучший материал, который можно сбрасывать в море.
|