Концертный зал Дзинтари
Первые музыкальные концерты в этом месте происходили уже в 1891 году. С 1897 года, когда в Эдинбурге, как до 1922 года назывались теперешние Дзинтари, в честь свадьбы дочери Александра II княжны Марии и герцога Эдинбургского Альфреда была возведена театральная сцена, здесь регулярно стали выступать труппы варьете, которые давали развлекательные концерты в сопровождении маленького оркестра.
Поворотный момент в судьбе зала произошел в 1910 году, когда для постоянных концертов был приглашен оркестр из Берлина, состоящий из 70 музыкантов. В период до 1914 года слушателей радовали певцы российских оперных театров, оркестр петербургского Мариинского театра, Варшавской филармонический оркестр и специально созданный Эдинбургский симфонический оркестр.
В 1914 году концертную жизнь прерывает первая мировая война, концерты возобновляются только в 1920 году, теперь уже в центре концертной жизни всего Рижского взморья. До лета 1931 года симфонические концерты организовывал концертмейстер Альберт Берзиньш с оркестром Национальной оперы, приглашая дирижеров из Германии, Польши, России.
С 1931 года за организацию и радиотрансляцию концертов берется дирижер Арвидс Парупс с Симфоническим оркестром радиофона. На гастроли приглашаются дирижеры и солисты, чаще исполняются произведения латышских композиторов, чаще выступают молодые дирижеры.
Большие изменения приносит сезон 1935 года, который главным образом из-за плохих погодных условий, закрывается со значительными финансовыми потерями. А. Парупс требует, чтобы город Юрмала для продолжения построил закрытый концертный зал, таким образом изыскиваются необходимые финансы, и уже 27 июня 1936 года концертом открытия сезона открывается новый концертный зал в Дзинтари. В середине лета, 25 июля, открывается закрытое здание концертного зала на 690 мест по проекту архитектора Виктора Мелленберга. На концерте в честь открытия концертного зала с симфоническим оркестром Радиофона дебютировал Леонид Вигнер, впервые в Юрмале исполнив свою новую композицию "Менуэт в классическом стиле". В последующие концертные сезоны оркестр представлял все более полноценные программы, соответственно возрастал и интерес - это подтверждает количество посетителей концертов.
Беспокойная политическая ситуация в Европе в конце 30-х годов повлияла на присутствие на концертах зарубежных дирижеров, и в 1940, уже в условиях советской власти, здесь выступают только местные артисты, и начинает больше исполнятся музыка русских композиторов.
После Второй мировой войны начинается оживление в концертной жизни Дзинтари. Все чаще наряду с местными солистами на концертах выступают наиболее известные артисты из Москвы и Ленинграда. Чтобы улучшить акустику открытой сцены и защитить слушателей от неблагоприятных погодных условий, в период с 1959 по 1962 год под руководством архитектора Модриса Гелзиса было возведено новое перекрытие крыши, и концертный зал Дзинтари стал самым современным и популярным курортным концертным залом.
Начало 90-х характеризовались стремительным упадком концертной жизни. Однако отношения с российскими и зарубежными артистами понемногу упорядочились. С 1999 года Концертный зал Дзинтари перешел в ведение Юрмальского самоуправления. После нескольких лет молчания и тишины в Дзинтари начали возвращаться музыка и слушатели.
|