200 млн. латов будет стоить расширение, а фактически строительство нового международного аэропорта "Рига". Создание вторых по величине в Северной Европе воздушных ворот обойдется втрое дешевле, чем рижский Южный мост.
Аэропорт Rīga был сдан в эксплуатацию в 1974 году и вплоть до возобновления независимости страны в 1991-м фактически был региональным воздушным узлом. До начала XXI века он практически не развивался. Затем, после прихода на пост министра сообщения Айнара Шлесерса, он меньше чем за 10 лет стал одной из визитных карточек Латвии. В прошлом году "Рига" обслужила 3,16 млн. пассажиров — это в шесть раз больше, чем в начале 90-х.
"Максимальная пропускная способность воздушной гавани сейчас — 5 млн. пассажиров. А уже в этом году мы собираемся предосeтавить услуги 4 миллионам. Через несколько лет через "Ригу" должно пройти 12 млн. человек. Для этого фактически на месте старого придется строить новый аэропорт", — рассказал председатель правления Starptautiskā lidosta Rīga Кришьянис Петерс.
Собственно будущему строительству и была посвящена вчерашняя пресс-конференция. Эскизный проект создало архитектурное бюро Arhis совместно с еще 15-ю специализированными фирмами. Процесс занял два с половиной года. "Это самый масштабный и сложный проект, который мы когда-либо разрабатывали", — отметил глава Arhis Андрис Кронбергс.
Итак, фактическая площадь зданий вырастет в четыре раза — до 137 тыс. квадратных метров (сейчас 27 тыс. кв. м). С нуля будет построена новая пассажирская галерея длиной 510 метров на 23 посадочных коридора-"гармошки" (сейчас их всего 5).
Здание ныне действующего терминала планируется интегрировать в комплекс нового. Его высота увеличится в два раза — с 13 до 26 метров, а под ним появится подземный ярус, где разместится система обработки багажа.
"В терминале будет много стекла, поскольку пассажир чувствует себя увереннее, когда видит, что происходит за окном. Над главным ходом раскинется навес, украшенный разноцветными прозрачными панелями. Тона — зеленые и синие, символизирующие латвийскую природу, лес и море", — прокомментировал Андрис Кронбергс.
Коммерческая площадь увеличится по сравнению с сегодняшней в 6 раз — до 26 тыс. кв. м. А новая парковка для автомобилей сможет принять 9100 автомобилей, что в 8 раз больше, чем сейчас.
В итоге Рижский аэропорт станет вторым крупнейшим в Северной Европе, обогнав Хельсинки и Осло и уступая только Копенгагену.
"Строительство терминала и пассажирской галереи займет от 3 до 5 лет, а начнется в конце следующего года или начале 2010-го. Приблизительная стоимость — 200 млн. латов", — сообщил член правления Starptautiskā lidosta Rīga Эрвин Буткевич.
"Государство не потратит ни копейки! — подчеркнул в разговоре с руководитель аэропорта Кришьянис Петерс. — Мы привлечем инвестора и создадим совместное предприятие. Со своей стороны мы предоставим партнеру землю и возможность получать прибыль. А с его стороны ждем денег".
Процесс отбора партнера уже начался. До конца июля все желающие могут подавать свои заявки на конкурс.
По словам г-на Петерса, на данный момент сделали это уже 17 местных и зарубежных компаний.
Как подсчитала, строительство новых воздушных ворот Латвии обойдется в три с лишним раза дешевле, чем возведение Южного моста через Даугаву, который вместе с выплатами по кредиту встанет рижскому налогоплательщику в 657 млн. латов.
"Я вообще не хочу, чтобы наш аэропорт сравнивали с переправой. У нас строить будет частный инвестор, а уж предприниматели деньги считать умеют. В отличие от некоторых чиновников..." — объяснил причину такой впечатляющей разницы Кришьянис Петерс.
Планируемое расширение — не последнее. "По подсчетам независимых экспертов, нашим аэропортом в долгосрочной перспективе станут пользоваться 17 млн. пассажиров в год. Поэтому, опять-таки в долгосрочной перспективе, нам нужно будет расширить его пропускную способность до 20 млн. человек в год. Для этого нужно построить такие же терминал и посадочную галерею, но в зеркальном отражении, а также новую взлетную полосу, параллельную существующей", — раскрыл стратегические планы г-н Петерс.
Пока же, по его словам, вторым приоритетным направлением развития является усовершенствование сети подъездных путей. А именно — создание железнодорожной ветки от действующей линии Рига — Юрмала с путепроводом через Юрмальское шоссе, а также строительство автомобильной трассы, которая свяжет воздушные ворота страны с Рижской окружной. Сейчас идут переговоры между Министерством сообщения, Latvijas valsts ceļi, Latvijas dzelzceļš и аэропортом о реализации этих проектов.
|